Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Для общего развития [12]
Главная » Статьи » Для общего развития

Засада (Продолжение 2)
Минирование

При организации засады находит активное применение минирование. В зависимости от характера местности, грунта, поставленных задач и имеющихся возможностей (наличия мин определенного типа, времени на установку и т. п.) применяются различные способы установки мин.

Способы и технология минирования очень разнообразны. На дорогах с твердым покрытием мины устанавливаются на съездах и обочинах, под асфальтом и бетоном, путем подкопа под них сбоку или в местах нарушенного полотна дороги. Часто устанавливаются мины бескорпусные или в пластмассовом корпусе, обнаружение которых затруднено средствами инженерной разведки.

Минирование, как правило, проводится в узких местах дорожных коммуникаций, т. е. там, где ограничена видимость и затруднены маневр и объезд. При минировании используются контактные, радиоуправляемые мины и фугасы, мины с дополнительным зарядом, мины магнитные и с пластмассовым корпусом, что затрудняет их обнаружение. Широкое применение находит ВВ (взрывчатое вещество), на запах которого не реагируют собаки минно-розыскной службы.

Тактика минирования при устройстве засад

Слева - Среди захваченных боеприпасов видно большое количество итальянских пластмассовых мин.
При наезде на одну из них БТР терял колесо, а БРДМ — весь экипаж и десант
Афганистан. 1983 г.
Справа - Результат подрыва на итальянской мине
Афганистан.

Для остановки движения колонны производится подрыв транспортного средства, движущегося во главе колонны. С таким расчетом и происходит закладка взрывного устройства. Обычно во главе колонны находится наиболее мощное, тяжелое транспортное средство из имеющихся — танк, БМП. Его подрыв рассчитывается таким образом, чтобы вся колонна остановила движение.

Естественно, минирование производится с таким расчетом, чтобы поврежденную технику нельзя было объехать или столкнуть другой машиной.

Для достижения этого эффекта мина закладывается в узком месте, ограниченном естественными особенностями рельефа — скалами, обрывами, деревьями, искусственными загромождениями. Еще одна хитрость зак-лючается в минировании имеющихся путей объезда созданного препятствия. Например, после остановки путем повреждения головной машины остается возможность ее объезда с одной стороны. Вторая машина устремляется в этот проход и сама становится жертвой подрыва. Для этих целей могут быть использованы мины нажимного действия, но оптимальным будет дистанционный подрыв.

По такому же принципу минируется и место предполагаемого хвоста колонны для ограничения маневра и блокирования колонны в зоне обстрела засады. Однако это сопряжено с большой вероятностью ошибки, поскольку заранее рассчитать, где будет находиться замыкающая машина, с точностью до пяти метров можно только в исключительных случаях.

В крайнем случае, какая-то часть колонны может быть отсечена от основной группы. При этом следует учесть, что обычно замыкает колонну также бронетехника, уничтожение которой облегчит действия ЗГ. Часто замыкающая машина (впрочем, как и головная) поражается из гранатомета. То есть необходимо комбинировать минирование с остальными средствами поражения и грамотно вписывать их в сценарий нападения.

В некоторых случаях подрывы осуществляются до подхода колонны с целью повреждения дорожного полотна и задержки движения. Обычно это делается в случаях невозможности подрыва самой колонны. Естественно, такое минирование менее эффективно, поскольку не наносит непосредственного повреждения противнику и исключает фактор неожиданности.

Противник в большинстве случаев имеет возможность заранее увидеть повреждение дорожного покрытия и мобилизовать свою готовность к противодействию или предпринять более решительные меры. Для направления транспорта на заминированный участок на подъездах к нему могут создаваться искусственные препятствия.
При наличии достаточного количества минно-взрывных средств, времени для подготовки и иных возможностей может минироваться весь участок дороги с целью нанесения наибольшего ущерба колонне и ее рассечения для дальнейшего уничтожения.

Если в колонне находится большое количество единиц бронетехники и нет цели захвата имущества, перевозимого караваном, применяются фугасы. В Афганистане и Чечне мятежники для увеличения силы взрыва закладывали фугасы из неразорвавшихся авиационных бомб и артиллерийских снарядов.

Обычно это начиненные различными кусками металла гильзы от снарядов, при взрыве которых образуется множество осколков. В 1986-1988 гг. в Афганистане участились случаи применения моджахедами управляемых по проводам или по радио мин и фугасов, устанавливаемых на протяжении целого участка дороги и предназначенных для одновременного подрыва всей или значительной части колонны. Применяются фугасы направленного взрыва, предназначенные для уничтожения автотранспорта и поражения живой силы.

При устройстве засад минирование проводится с обеих сторон дороги на случай рассредоточения личного состава и техники с началом обстрела.

Здесь активно используются противопехотные мины. Их подрыв не только наносит поражение противнику, но и вносит сумятицу, заставляет солдат врага метаться в поиске укрытия, тем самым ослабляя силу противодействия.

Особенно перспективно минирование направления контратаки противника на позиции засады. Конечно, если такая контратака возможна на данном рельефе местности. Для срыва контратаки могут эффективно применяться осколочные мины направленного действия. Возможно, что попадание контратакующих сил противника на минное поле вообще сорвет атаку.

Как уже упоминалось, при использовании мин в сочетании с засадными действиями предпочтительно применять дистанционный способ подрыва по ряду очевидных причин. В случае невозможности такого минирования (например, в наличии заряды только нажимного действия) необходимо принять меры, для того чтобы на них не подорвались посторонние люди или транспортные средства.

Это повлечет не только нежелательные потери среди, возможно, мирного населения, но и может сорвать всю операцию. Чтобы избежать этого, необходимо в первую очередь учитывать интенсивность движения на перспективном участке в определенное время суток.

Кроме того, следует учитывать время прохождения каравана. Чем меньший отрезок времени пройдет между установкой мин и выходом каравана в зону обстрела, тем меньше шансов, что подорвется случайная машина. Однако не всегда такая возможность имеется либо это связано с повышенным риском.

В качестве одного из способов решения этой проблемы может быть применена установка мин непосредственно перед подходом объекта. Например, ожидаемое время прохождения каравана приблизительно 12 часов дня. Место засады представляет собой узкую грунтовую дорогу, идущую между склонов гор. На дороге отмечается периодическое движение пешеходов и вьючных животных в утреннее время. Командир принимает решение об активном использовании мин как непосредственно на дороге, так и на обочине, и на подступах к позициям засады. Таким образом, минирование обочины и подступов производится ночью, а минирование самого дорожного полотна — непосредственно перед подходом колонны.

Причем очень быстро. Напоминаю, имеется в виду применение нажимных мин. И все же данный способ может быть достаточно рискован. Устанавливать противотанковые мины в места, где до подхода колонны не ожидается проезда транспортных средств, можно без риска для пешеходов.

При использовании мин нажимного действия следует помнить, что противник иногда использует предварительные проверочные прогоны транспорта или, например, стада животных. Что еще раз подтверждает, что дистанционный способ подрыва предпочтительнее. Такая тактика активно применялась в Афганистане и в Чечне боевиками при проведении караванов. Дозорная группа противника может также проверять маршрут движения путем осмотра местности. Поэтому важна качественная маскировка установленных мин.

Минирование дорог осуществляется обычно в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости группами подготовленных бойцов численностью от 3 до 10 человек. При закладке мин обязательно выделяется несколько человек, вооруженных снайперским оружием, РПГ и пулеметами, для наблюдения и прикрытия группы минирования. Они ведут наблюдение за появлением патрулей, случайных машин и людей.

Можно попытаться уничтожить патруль или головной дозор противника, если он малочисленен, с помощью бесшумного оружия. Однако можно с уверенностью сказать, что противник обязательно предусмотрел такой вариант развития ситуации и продумал систему оповещения дозора с основной группой. Самый простой пример — периодический доклад дозора по радиосвязи с использованием меняющихся паролей. Следует также учесть, что дозор может идти под видом мирных граждан и даже без оружия. Такая тактика широко применялась в Афганистане моджахедами.

Они же практиковали минирование дорог, по которым колонны возвращались в пункты постоянной дислокации. Обычно при возвращении бдительность охранения колонны снижалась. Ведь движение происходило по тем же дорогам, по которым колонна выдвигалась в район боевых действий.

Достаточно интересна практика установки мин на неизвлекаемость, но при комбинировании засадных мероприятий с минированием данная тактика не имеет больших перспектив. Ведь в этом случае мины ставятся с расчетом на внезапный для врага подрыв, а не на то, что их будут обезвреживать.

Возвращение

При планировании засады прорабатываются вопросы возвращения ЗГ на базу. Намечается основной маршрут эвакуации, а при возможности и запасной. Помимо этого ЗГ может быть вынуждена вернуться на базу, не выполнив боевой задачи. Причин для этого может быть много. Например, группа сама попала в засаду или на минное поле и понесла потери. Или группа получила важные документы, пленных или образцы вооружения, доставка которых на базу важнее, чем организация засады.

Или на пути к месту группа получила информацию, которая заставляет отказаться от осуществления первичного плана. Например, уточненные разведданные свидетельствуют об изменении маршрута объектом засады либо его значительной огневой мощи, что не предусматривалось первоначальным планом.

В общем, причины могут быть разными. Важно то, что у группы должен быть план для внезапного (внепланового) возвращения. Некоторые командиры пренебрегают разработкой планов непредвиденного возвращения. В результате принимать решения приходится в спешке, зачастую в условиях тяжелого боя, вместо того чтобы действовать по разработанному сценарию. Важно также, чтобы личный состав имел представление о планах эвакуации. Ведь в ходе выполнения задачи командир может быть выведен из строя или некоторые члены группы могут отбиться от основного отряда.

Попавшая в засаду группа может выходить из-под натиска путем просачивания пешим порядком, однако такая тактика применяется редко и только в крайнем случае в условиях леса или плохой видимости (ночью). Дело в том, что распыление сил отряда может привести к его уничтожению по частям и пленению отдельных бойцов. В этом случае очень важно, чтобы каждый знал о месте сбора.

В большинстве случаев вывод засадных групп производится вертолетами или на боевой технике. При эвакуации вертолетами ЗГ должна передать точные координаты своего нахождения и сведения о наличии мест для посадки. Возможно, для этого группе придется переместиться к удобному плацдарму, что в очередной раз подтверждает необходимость знания места проведения операции. В условиях плохой видимости может потребоваться отметить место посадки с помощью костров, фонарей или осветительных ракет.

Если группа ведет бой с сильным противником, ей может понадобиться огневая поддержка боевых вертолетов. В этом случае важно точно указать авиации место расположения самой группы, чтобы избежать попадания под обстрел своих ракет. Кроме того, необходимо указать вертолетам местонахождение огневых точек противника и удобный курс захода вертолетов на посадку.

При ведении радиопереговоров с базой следует учитывать, что противник может их прослушивать и даже вмешиваться в них, что часто имело место во время ведения боевых действий в Чечне. Поэтому обязательно использование паролей, отзывов, шифров и соблюдение иных правил ведения радиообмена. Причем если вначале переговоры ведутся с базой, то после вылета вертолетов группа получает радиоданные для работы с авиацией и в дальнейшем координирует их действия напрямую. По прибытии вертолетов по радиосредствам происходит обмен паролем и посадка транспортных вертолетов на обозначенную площадку под прикрытием вертолетов огневой поддержки или штурмовой авиации.

К моменту подлета авиации необходимо, чтобы вся группа была готова к быстрой погрузке и расположена компактно в районе посадки, поскольку любая задержка опасна не только для бойцов, но и для вертолетов. В первую очередь на борт поднимаются раненые и убитые, захваченные документы и образцы вооружения. Пленные берутся с собой только в том случае, когда они представляют особую ценность, и не в ущерб собственным бойцам (например, при перегрузке). В противном случае они уничтожаются на месте.

Одновременно группа прикрытия (которая садится в вертолет в последнюю очередь) должна до последнего момента эффективно прикрывать погрузку. В группе прикрытия должны находиться снайперы и пулеметчики, которые постепенно оттягиваются назад, не задерживая отлет. Последним в вертолет садится командир, который обязан проконтролировать, чтобы никто не остался. После того как последний боец занимает место в вертолете, командир группы дает команду экипажам на взлет.

В 1984 году в Афганистане в районе Джелалабада специальная группа советских войск проводила операцию. В ходе завязавшегося боя с превосходящими силами моджахедов командир отряда принял решение отойти к вертолетам и вернуться в пункт постоянной дислокации. Отход совершался в спешке, личный состав при посадке в вертолеты командиром не был проверен, и только по прибытии в пункт постоянной дислокации им было обнаружено, что нет одного командира группы и четырех разведчиков.

Организованный поиск личного состава результатов не дал. Только на третьи сутки удалось найти за кишлаком в промоине тела погибших в неравном бою разведчиков.

Отлет всей авиагруппы из района эвакуации производится только после подъема последнего вертолета. Все это время остальные вертолеты своим огнем стараются подавить огневые точки противника и прикрывают отстающие подразделения.

В случае планового возвращения группы к месту базирования эвакуация обычно проходит в более спокойной обстановке, но без лишних задержек. При планировании числа эвакуационных транспортных средств следует учитывать, что отряд может «потяжелеть» после проведения засады. Вес израсходованных боеприпасов может с лихвой компенсироваться весом захваченных пленных, трофейного оружия и боеприпасов.

Группа может эвакуироваться в той же точке, в которой происходила высадка, но такой способ весьма опасен. Впрочем, может оказаться, что в данном конкретном районе более подходящего места нет. В таком случае и экипажи вертолетов, и разведдозор ЗГ должны принимать меры безопасности при подходе к месту эвакуации (впрочем, как и к любому другому месту). Для эвакуации может быть назначено другое место.

Но, поскольку эвакуация группы не требует такой скрытности от ЗГ, как выдвижение к месту засады, допускается посадка вертолетов в непосредственной близости от места проведения операции либо непосредственно на него. Тем более если необходимо загрузить большое количество захваченного груза, а личный состав утомлен или имеются потери.

Для эвакуации ЗГ применяется также боевая техника. В наибольшей степени этот способ находит применение, когда по некоторым причинам действия авиации ограничены или невозможны (плохие условия для полетов, сильная ПВО противника в заданном районе). При эвакуации группы наземной техникой применяются практически те же способы и хитрости, что и при эвакуации вертолетами. Здесь также возможен подход техники прямо на место засады для погрузки.

Осложняющим фактором могут быть действия противника — засада на пути движения бронетехники, подрыв на минах. Ведь прогнозировать маршрут движения механизированной колонны проще, чем авиации. Основная же опасность (опять же из афганского опыта) поджидает бронеколонны при возвращении по тому же пути, по которому она выходила с базы. Это может быть простое минирование, а может быть и полноценная засада. При этом злую шутку может сыграть фактор расслабленности после успешной операции. Поэтому при планировании эвакуации в последующем нужно намечать несколько маршрутов и поддерживать боеготовность до момента возвращения в место постоянной дислокации.

Вывод ЗГ может осуществляться на бронетехнике, а возвращение — вертолетами. И наоборот. Возможно, что при успешном уничтожении засадной группой колонны противника будет захвачена неповрежденная техника противника. Она также может быть использована для движения в составе колонны. Однако изначально планировать возвращение только на трофейной технике — такую самонадеянность может позволить себе только Голливуд.
Естественно, ЗГ может возвращаться пешим порядком.

Ночная засада

Засада в ночное время более эффективна, чем днем. Нападение ночью оказывает на противника более ошеломляющее воздействие. Особый эффект производит обилие взрывов (мин, гранат). При ночном нападении риск потерь засадной группы значительно ниже, чем при дневном. Однако ночью значительно усложняются наблюдение, организация взаимодействия и управление засадной группой.

Кроме того, затруднено полное уничтожение крупных формирований, которые нельзя истребить в самом начале боя одним огневым натиском. Некоторые бойцы противника могут затаиться, что увеличивает риск при осмотре разгромленного, на первый взгляд, каравана.

Из материально-технических средств для ночной засады потребуются осветительные ракеты и приборы ночного видения. Однако лучше исключить облучение местности инфракрасными источниками света. Чтобы не демаскировать позиции стрелков, оружие должно по возможности иметь светящиеся насадки на прицельные устройства, пламегасители, а еще лучше — глушители.

Трассирующие боеприпасы должны применяться только в исключительных случаях для целеуказания снайперам, пулеметчикам и гранатометчикам. В остальных случаях трассера только выдают место нахождения стрелка, а проку от них никакого.

Ночная засада требует тщательной подготовки личного состава. В условиях плохой видимости возрастает роль слаженности действий группы в целом. В состав ЗГ необходимо включать солдат, обладающих крепкими нервами, терпением, решительностью, тонким слухом, острым зрением, умеющих быстро и бесшумно передвигаться, уверенно ориентироваться на местности и в случае необходимости действовать самостоятельно. Замечательно, если есть возможность предварительно потренироваться на месте засады днем. В этом случае ночью бойцы будут действовать гораздо увереннее.

Если такой возможности нет, можно потренироваться на схожей местности.
Во время тренировок особое внимание надо обращать на отработку бесшумного передвижения в темноте на местности с различным грунтом. Личный состав должен уметь использовать для маскировки особенности местности и специальную маскировку, быстро сливаться с окружающим ландшафтом при его внезапном освещении. Быть готовым к решительным и умелым действиям при внезапной встрече с противником. Такая встреча может произойти как при выдвижении к месту засады, так и при возвращении. Характерными для нее будут внезапность и короткая дистанция открытия огня.

Кроме того, бойцы не должны перестрелять друг друга в темноте. Для этого надо, чтобы каждый солдат при передвижении имел представление о том, где движутся его товарищи, знал систему опознавания и условные сигналы.

Необходимо, чтобы в ночные засады выходили люди, имеющие опыт подобных операций. Их доля по возможности не должна быть менее двух третей от общего количества подразделения.

Если в результате нападения планируется захват пленных (обычно при нападении на малые группы противника, следующего пешком), выделенные для этого бойцы должны уметь бесшумно и быстро нападать, захватывать пленного, быстро и скрытно отходить к своим позициям. При этом они должны быть физически сильными, владеть приемами рукопашного боя и захвата пленных, уметь слаженно работать в парах, поскольку на захват одного пленного обычно выделяется два бойца.

При таком нападении применяется бесшумное, реже холодное оружие. Важным условием успеха будет расположение нападающих вплотную к месту прохождения группы противника и одновременное нападение. Важно обеспечить точную стрельбу для мгновенного убийства врагов с целью исключения возможности шума и привлечения ненужного внимания. Бойцы, назначенные для захвата и действия холодным оружием, должны иметь опыт подобных операций и действовать быстро и решительно. Синхронность таких действий отрабатывается на предварительных тренировках.

Даже если нет возможности провести днем тренировку на месте проведения засады, нужно хотя бы осмотреть это место в светлое время суток. Если нельзя подойти к нему вплотную, желательно осмотреть его с дальней дистанции с помощью оптики. Недостаточно, чтобы с местностью знакомился только командир ЗГ. Каждый боец по возможности должен иметь устойчивое представление об окружающей обстановке на месте, примерно определиться со своей позицией и прочими вопросами. Главное — уверенная ориентация на месте. При этом не следует возлагать все надежды на карты, приборы ночного видения и счастливое стечение обстоятельств. Боевая практика давно и многократно подтвердила это.

Как и при дневной засаде, командиру необходимо выбрать оптимальные пути подхода к месту засады и отхода. На месте определить позиции и сектора обстрела для бойцов, особенно для пулеметчиков, гранатометчиков, снайперов и самого себя.

Отличие ночной позиции от дневной состоит в том, чтобы выбирать ориентиры, различимые в темноте, саму линию позиций приблизить к маршруту прохождения объекта засады, а также сблизить позиции бойцов, чтобы они могли взаимодействовать в условиях темноты. Исходная позиция для выдвижения непосредственно к месту засады также должна располагаться близко к этому месту. Однако противник может проводить прочесывание прилегающей местности и обнаружить ЗГ на исходной позиции. Или же обнаружить следы подготовки на месте засады. Особенно заметны такие следы в лесных массивах, где даже примятая трава может демаскировать подготовительные действия. Поэтому командиру необходимо быть готовым ко встрече с противником даже на исходной позиции и не ослаблять бдительности, выставляя наблюдателей. Еще лучше, если наблюдатели будут постоянно следить за местом планируемой засады.

Выдвижение непосредственно на место засады может осуществляться и днем. Связано это может быть со многими причинами.

Например, неизвестно точное время прохождения объекта нападения, возникли трудности с выдвижением и занятием позиций в условиях темноты и так далее. Иногда засады организуются без конкретной цели.

Например, при необходимости захвата пленных. То есть ожидается не конкретный объект, а наиболее удобный. Выдвижение на место засады заблаговременно во многих случаях будет наилучшим решением. Однако, если противник практикует регулярное прочесывание прилегающей к дороге местности, такой маневр недопустим. Также могут возникнуть трудности с длительным нахождением бойцов в состоянии неподвижности и ожидания. Тем не менее эти проблемы преодолимы и не должны влиять на бдительность и боеспособность как отдельных бойцов, так и подразделения в целом. Перед нападением нужно по возможности исключить работу радиостанций, особенно при действии на территории противника, который может обнаружить в эфире постороннюю активность и принять меры к розыску.

В некоторых случаях может иметь значение способ передвижения бойцов к месту проведения засады. Выбор таких способов зависит от особенностей ландшафта, близости противника и принимаемых им мер. Сложности при передвижении обычно вызывает открытая или освещаемая неприятелем местность (постоянно или периодически). Одна и та же местность, даже без принимаемых противником мер, может хорошо просматриваться в лунную безоблачную ночь, но обеспечивать хорошую скрытность в пасмурную погоду. Нельзя забывать и о возможном наличии у противника приборов ночного видения.

Если есть риск быть замеченными, бойцы обычно перемещаются переползанием по-пластунски или на четвереньках, иногда — короткими перебежками. Естественно, при движении активно используются складки местности и различные естественные укрытия. В таком случае прямая обычно не является кратчайшим путем между двумя точками. Самый короткий путь тот, который самый безопасный. При движении необходимо периодически останавливаться, прислушиваться, всматриваться и проверять правильность направления своего движения. При этом необходимо избегать собирания в кучу, нельзя терять друг друга из виду. Поэтому бойцам не следует удаляться далеко от товарищей. Особенно это касается командира, который должен постоянно контролировать места нахождения своих подчиненных. При движении к месту засады, впрочем, как и при осуществлении других маневров, вплоть до самого нападения ЗГ должна избегать каких-либо соприкосновений с противником и мирными жителями.

Для соблюдения маскировки также необходимо избегать демаскирующих звуков. А при прохождении вблизи противника, особенно имеющего собак, и запахов. Разговоры проводятся только при необходимости, непосредственно в ухо друг другу. Условные сигналы должны быть похожи на естественные звуки и подаваться тихо.

Расстановка бойцов в месте ночной засады практически не отличается от дневной засады. Также определяются группы нападения, обеспечения (прикрытия), захвата (при необходимости), выставляются наблюдатели. Только в отличие от дневного варианта позиции бойцов располагаются ближе друг к другу. При нападении с целью захвата пленных или полного уничтожения объекта нападения одним огневым натиском позиции ЗГ располагаются рядом с дорогой.
Несмотря на то что связь затруднена из-за ограничения видимости и необходимости соблюдать тишину, у командира может возникнуть потребность оповестить личный состав об изменениях в первоначальных планах. Поэтому бойцам необходимо держаться близко друг к другу, иметь отработанную систему опознавания, знать основные и резервные варианты отхода.

При нападении ЗГ может применять освещение противника с помощью осветительных ракет. Для этого необходимо заранее назначить ответственных за освещение бойцов и указать им время действия и участки, которые необходимо осветить. Возможно, что осветители будут находиться рядом с командиром и действовать по его указанию. В любом случае ракеты должны быть подготовлены заранее к немедленному применению.

Как и при дневной засаде, командир должен определить каждому бойцу сектор обстрела. Тем не менее если основная цель засады — уничтожение конкретной цели, например высокопоставленного вражеского офицера, то командир может принять решение о повышенной концентрации огня на конкретной цели.

Делается это для гарантированного уничтожения автомобиля (в данном случае), в котором находится объект. После этого группе нет смысла рисковать, и она может отходить. Конечно, это не значит, что все должны стрелять только в одну машину. Нанесение урона в остальных порядках противника не только приведет к уничтожению части его сил, но и осложнит врагу принятие контрмер. Впрочем, если позиция позволяет уйти без спешки и безнаказанно, можно сосредоточиться и на одном объекте.

Сигнал к одновременному нападению может подать командир. Это может быть выстрел или какой-нибудь иной сигнал. Огонь может открываться без сигнала, если момент начала обстрела оговорен заранее. Например, подрыв головной машины на мине. Или достижение противником определенной точки.

Нападение из засады ночью отличается скоротечностью. Поэтому важно, чтобы огонь открывался одновременно. В идеале все солдаты противника должны быть уничтожены в первые 20 секунд боя. Длительная позиционная перестрелка ни к чему хорошему не приведет. Уцелевшие враги могут затаиться, вычислить позиции ЗГ или дождаться, пока группа выйдет для осмотра места нападения и сбора трофеев, и тогда открыть огонь. Только теперь в засаде будет противник. Поэтому, если нет полной уверенности в полном уничтожении объекта, нужно сначала осмотреть местность с помощью осветительных ракет. В любом случае группа досмотра должна двигаться осторожно и под прикрытием. В горах, ущелье или русле высохшей реки противнику прятаться будет особо негде.

Но в условиях густой растительности увидеть затаившегося врага будет непросто. Для решения такого сомнительного вопроса может быть применено одно из следующих решений.

1. После неоднократного освещения местности (если противник не обнаруживает себя) необходимо имитировать отход. Например, часть группы действительно отойдет. Вторая часть должна выждать какое-то время, внимательно наблюдая и соблюдая режим маскировки. Однако такое ожидание может длиться часами, и нельзя дать гарантии, что противник не затаился. В наблюдении могут очень помочь приборы ночного видения. Только после этого группа может выходить на досмотр. Такая тактика не оправдывается при действиях на территории противника, когда в любой момент может подойти вражеское подкрепление.
2. Если нет важной причины для досмотра каравана, ЗГ может просто покинуть место засады, удовлетворившись полученным результатом.
3. При действиях на своей или нейтральной территории группа может оставить «группу контроля» до утра. Среди них обязательно должны остаться снайперы и связист. Утром же группа, получившая усиление, может провести тщательную проческу местности и сбор трофеев.
4. Если число противников было известно либо установлено непосредственно перед открытием огня, можно попробовать посчитать трупы врага после окончания вражеского сопротивления и освещения местности ракетами.

Но такой способ не всегда работает.

Если точно не известен количественный состав объекта нападения, вооружение, наличие дозоров и арьергарда, наилучшим решением будет быстрый отход ЗГ с места засады после 20-секундного огневого натиска. Задерживаться больше нет смысла. Уцелевший противник опомнится, и тогда обе стороны могут оказаться в равных условиях. Рисковать жизнью своих бойцов ради убийства еще одного-двух вражеских солдат не представляется разумным. При отходе первой покидает позиции группа нападения, за нею группа обеспечения.

Отход, как и вся засада, должен осуществляться планомерно, по заранее утвержденному плану. Не всегда возможно и разумно отходить по команде командира. Иногда лучше договориться заранее о времени отхода. Засекать время с секундомером, конечно, никто не будет. Поэтому можно договориться, например, что прекращение огня происходит после отстрела двух автоматных магазинов. Одновременное прекращение огня не так важно, как его открытие, и не всегда нужно. Резкая тишина сразу приводит противника в чувство и позволяет ему быстро собраться с духом, осмотреться и приготовиться к контрмерам, а то и к преследованию.

Поэтому погрешности во времени допустимы.
При отходе следует всеми силами избегать встречи с какими-либо подразделениями противника. При выдвижении на позиции и обратно активно применяются затаивание и прослушивание. Чем больше вариантов развития событий командир предусмотрит при разработке плана, тем меньше риска ждет его бойцов. Однако при разработке операции командиру следует избегать ненужных сложностей. Обычно наиболее жизнеспособны самые простые решения. Ведь план должны понять и запомнить все бойцы. А это не так просто, даже в том объеме, в котором он доводится до рядового. Но и предусмотреть всего нельзя. Поэтому командир должен не только быть готов к быстрому принятию нового решения, вызванного изменением обстановки, но и иметь возможность эти изменения довести до подчиненных.

Но даже при хорошей проработке плана операции нельзя исключать того, что кто-то из бойцов отстанет от группы или потеряется. Поэтому каждый солдат должен быть готов действовать автономно, уметь уверенно ориентироваться в темноте на данной местности и иметь компас для самостоятельного выхода на место сбора, где его будет ждать группа. Возможно, основной состав группы двинется дальше, а для ожидания отставших бойцов командир оставит небольшой арьергард. Командир должен постоянно контролировать наличие личного состава в группе и не допускать, чтобы кто-нибудь отбился и отстал.

Противозасадные мероприятия

Знание тактики и владение навыками организации противозасадных мероприятий необходимы не только подразделениям, занимающимся обеспечением безопасности транспортных колонн. Такие знания необходимы также специальным подразделениям, поскольку они часто привлекаются для противодействия засадным группам. Кроме того, спецподразделения сами часто организовывают засады. Очень важно для засадных групп знать тактику возможных действий противника. Ведь враг также применяет меры безо-пасности.

Поэтому и засадные, и противозасадные мероприятия необходимо изучать в совокупности. Освоение мер действия помогает лучше понять логику мер противодействия. И наоборот. Знание тактики противозасадных мер очень важно для всех подразделений, поскольку все подразделения когда-либо перемещаются куда-либо и могут стать объектом нападения из засады. Однако и в этом случае нельзя проводить изучение только противозасадных мер изолированно.

Противозасадные действия можно условно разделить на две группы: о превентивные действия. Данные мероприятия направлены на заблаговременное выявление засады противника и ликвидацию этой угрозы. Кроме того, к превентивным относятся действия, направленные на подготовку личного состава, вооружения и техники к возможному внезапному нападению с целью противодействия таковому и снижения вероятных потерь; о действия, направленные непосредственно на отражение нападения. К данному комплексу вопросов относится тактика действий личного состава, попавшего в засаду, с целью эффективного противодействия противнику, выхода из неблагоприятного положения и минимизации собственных потерь.

Естественно, не всегда есть возможность принять весь комплекс превентивных мер. Однако боевой опыт показывает, что положительный эффект от предварительных мер безопасности значительно больше, чем от самого мужественного противодействия попавших в засаду бойцов. Ведь смысл засады в том и состоит, чтобы максимально использовать преимущества места нападения. То есть объект нападения оказывается в заведомо невыгодном положении.

Кроме того, инициатива нападения принадлежит засадной группе. И те первые драгоценные секунды начала обстрела играют в их пользу. Не следует забывать, что зачастую цель засады — лишь кратковременный удар. И противник не будет дожидаться ответных действий. Даже за самый короткий отрезок времени колонны несут весомые потери. Особенно если такое нападение осуществляется с применением минирования.

Превентивные действия

Анализ информации

Первое, что может помочь в противодействии засаде, — информация. Командиру, планирующему контрзасадные мероприятия, в первую очередь необходимо владеть оперативной ситуацией в районе предполагаемого движения колонны. Комплекс этих вопросов включает в себя несколько позиций.

1. Знание местности. Необходимо изучить не только непосредственно .маршрут предполагаемого движения колонны, но и иные возможные (запасные) пути. Пригодны ли они, например, для прохождения тех видов техники, которые будут двигаться в колонне? Проходима ли дорога для техники в случае изменения погодных условий? Подобных вопросов может быть много. Необходимо также знать местность вокруг этих путей. Это не только поможет предвидеть засаду в определенном месте, но и даст подсказку, где засада маловероятна. Поэтому прилегающая местность рассматривается с точки зрения планирования засады. Кроме того, необходимо изучить подходы к таким местам. Командиру необходимо по возможности самому побывать на месте, пройти весь маршрут самостоятельно. Еще лучше, если маршрут пройдет вся антизасадная группа. Особенно если группа регулярно будет участвовать в контрзасадных мероприятиях в данном районе. При прокладке маршрута необходимо выбирать не самый короткий, а самый безопасный.

2. Знание собственных сил, задействованных в данном районе. Эффективное проведение любых военных операций требует скоординированных действий различных служб, а порой и различных родов войск. Не секрет, что в Чечне неудачи федеральных войск в значительной степени случались из-за несогласованных действий различных подразделений. Нередко, например, артиллерия и авиация наносили удар по своим же (обычно штурмовым) частям. Зачастую подразделения не имели общих каналов связи и позывных своих соседей. Конечно, оповещение всех союзников, находящихся в радиусе 100 км, о предстоящей операции вряд ли можно назвать грамотным решением.

Но в каждой конкретной ситуации необходимо предусмотреть варианты взаимодействия и исключить какие-либо недоразумения, которые порой заканчиваются тяжелыми потерями. При проведении колонн важно взаимодействовать с авиацией (особенно если она не сопровождает колонну) и местами дислокации дружественных подразделений на маршруте движения (обычно это блокпосты). В любом случае не следует забывать о соблюдении секретности и о том, что чужие тайны хранятся гораздо хуже, чем свои. Особенно, как показывает опыт Афганистана и Чечни, если дружественное подразделение состоит из местных жителей.

3. Знание противника, действующего в данном районе. Обычно командиры, находящиеся в определенном месте длительное время, имеют достаточную информацию о противнике, вплоть до имен полевых командиров, численности и вооружения их отрядов, преследуемых целей. Очень важной является информация, касающаяся тактики и особенностей действий вражеских подразделений. Особенно при организации засад. Для этого необходимо иметь статистику нападений, которая даст реальную картину возможностей и тактики противника. Например, в Чечне отряды боевиков редко ставят перед собой задачу полного уничтожения колонн федеральных сил.

Для них достаточным результатом является нанесение хоть какого-нибудь ущерба живой силе и технике. Соответственно несложно просчитать тактику их наиболее вероятных действий: активное минирование и кратковременный обстрел с дальних позиций с последующим быстрым отходом. Хотя небольшая и слабо вооруженная колонна может быть уничтожена полностью. Информация об имеющемся у врага оружии также важна. Ведь совсем небезразлично, имеет ли противник, например, артиллерийские орудия или средства противовоздушной обороны.

Чем больше имеется достоверных и свежих сведений о противнике, тем лучше. Однако сам по себе массив информации, каким бы большим и исчерпывающим он ни был, не имеет решающего значения без качественного анализа. В результате грамотной обработки имеющихся сведений командир может не только предотвратить неоправданные потери в своих подразделениях, но и избежать чрезмерных, ненужных усилий и затрат.
Указанная информация обычно не появляется сама по себе.

Как любая разведывательная информация, она может поступать из различных источников. Это донесения внедренных разведчиков, сообщения «сочувствующих доброжелателей», данные допросов пленных, сведения, получаемые от технической разведки, и прочее. Каждый из этих каналов имеет различную степень полноты и достоверности. Зачастую донесения могут содержать заведомую дезинформацию. Однако в случае с засадой дезинформацию вряд ли можно рассматривать с точки зрения информации другого рода (например, о планируемом наступлении на определенном участке). Чтобы понять специфику этой дезинформации, нужно рассмотреть ее сущность. Какого характера она может быть?

1. Информация о том, что засада не планируется. Ценность такой дезин- . формации есть только в том случае, если за безопасность колонны отвечают люди достаточно беспечные. Потому что в противном случае противозасадные меры все равно будут приниматься. Тем более информация о том, что подразделение противника не планирует нападать на колонну, свидетельствует о том, что именно это подразделение не будет нападать. Прочие же отряды могут это сделать вместо них. Кроме того, такая информация может насторожить: значит, противнику известно о прохождении колонны.

2. Информация о том, что противник планирует нападение в определенном .месте или в определенное время. Цель такой дезинформации в том, чтобы «расслабить» охрану колонны в нужном месте, а противозасадные подразделения направить по ложному пути. Особенности те же, что и в первом пункте.
3. Информация о силе и тактике противника. Такая дезинформация также . не имеет особого смысла, поскольку лишает засаду фактора неожиданности.

Выводы из сказанного таковы. Дезинформация со стороны противника может иметь место, однако степень ее влияния на принятие решений относительна. Между тем необходимо тщательно обрабатывать всю поступающую информацию. При грамотном анализе можно почерпнуть немало интересного даже из самых скудных сведений.

Важным условием этого является полная осведомленность лиц, анализирующих информацию и планирующих проведение колонны, обо всех имеющихся нюансах, касающихся в какой- либо степени текущей обстановки.

Дезинформация

Распространение информации, вводящей противника в заблуждение относительно самого факта выдвижения колонны, а также о составе колонны, ее маршруте, времени выхода и т. п., может принести значительную пользу. Проблема в том, что очень трудно проверить, клюнул враг на приготовленную для него наживку или нет. Имеет большое значение способ доставки дезинформации. Распространение заведомо ложных сведений может принести и вред.

Например, преднамеренная утечка информации о времени выхода колонны и ее вооружении может дать врагу определенные сведения. А на поверку может выйти, что противник вообще не знал ничего о готовящихся маневрах. В любом случае рассчитывать на то, что неприятель «заглотит наживку» и «правильно» отреагирует (то есть поступит предсказуемо), как на решающий фактор нельзя. Обычно это становится возможным, когда в штабе противника есть свой человек, который может проконтроли-ровать принятие нужного решения либо сообщить о принятых мерах.

Зачастую нет возможности провести подготовку колонны к выходу в обстановке строгой секретности. Но можно сократить время на подготовку. Это может принести пользу, поскольку врагу также требуется время на подготовку и организацию засады. Возвращаясь к вопросам секретности, можно взять на вооружение древнее правило. Его смысл сводится к тому, чтобы вводить врага в заблуждение всегда. Если сил много, нужно показывать, что их мало. И наоборот. Этот принцип работает в отношении разных категорий, а не только когда речь идет о количественном составе. Его можно сформулировать так: ври всегда и обо всем.

Подготовка дороги

Некоторые специалисты подразделяют дороги по степени угрозы на «черные» и «белые». Соответственно на «черных» дорогах партизанская активность высокая, на «белых» — низкая. Однако эти категории относительны и могут изменяться. И, если дорога относится к разряду «белой», это не значит, что при движении по ней мерами безопасности можно пренебречь.

При попадании в засаду противника личному составу будет безразлично, что командиры в штабе определили вероятность такого нападения в 20%.

Потери на ней будут не меньше, чем на «черной» дороге, с вероятностью 80%. На мой взгляд, необходимо рассматривать не только саму статистику нападений, которая может ввести в заблуждение. Нужно анализировать условия, способствующие нападению. В большинстве случаев необходимо рассматривать не всю дорогу целиком, а ее отдельные участки.

Помимо изучения маршрутов и прилегающей к ним местности, подразделения, постоянно дислоцируемые в данном районе и регулярно сопровождающие колонны, могут проводить и активную подготовительную деятельность. Для сокращения мест возможного размещения засадных групп противника производится расчистка кустарника путем его уничтожения силами личного состава либо с помощью привлекаемых для этого сочувствующих местных жителей. При расчистке могут применяться огнеметы и химические вещества. Артиллерия, боевые машины и саперы могут уничтожить строения, находящиеся вблизи дороги. Особенно если они не используются по своему назначению. Подобные меры принимали советские войска в Афганистане вокруг мест своей постоянной дислокации. Такая «санитарная» зона может простираться на 100 и более метров от дороги.

Места возможного расположения засады пристреливаются артиллерией, часто такая возможность имеется. Некоторые места могут минироваться, но рассчитывать на мины полностью нельзя, так как противник может их нейтрализовать. Периодически нужно проверять наличие мин в месте их установки. Поэтому недопустимо минирование хаотическое, без составления схемы.

Интенсивное движение по дороге может свести к минимуму вероятность минирования, но это относится только к светлому времени суток. Обычно в зоне ведения боевых действий движение ограничено либо вообще запрещено. Как показывает опыт, практически все мероприятия по минированию производятся в ночное время. В Чечне утро некоторых саперных и разведывательных подразделений начинается с инженерной разведки дорог. До ее окончания войска по этим дорогам не передвигаются. Многие из тех, кто пренебрегал такими мерами предосторожности, подрывались и несли потери.

Не следует пренебрегать тактикой противника. По возможности необходимо постоянно расширять сеть информаторов из числа местных жителей, которые будут наблюдать за подозрительными перемещениями и сообщать о них военным. В качестве информаторов лучше использовать тех жителей, которые давно проживают в данном районе и имеют землю, имущество, семьи. Помимо того, что такие люди более осведомлены, они будут воздерживаться от целенаправленной дезинформации, так как будут бояться за свое имущество и родных.
Значительно снижает вероятность организации засады регулярное патрулирование местности.

Подготовка техники

Перед выходом необходимо подготовить транспортные средства к возможному нападению и подрывам на минах. В чеченской кампании стало традицией обвешивать бронетехнику дополнительной защитой. Обычно это набитые землей ящики из-под патронов, мешки с песком или различные металлические конструкции, которые механики-водители крепят по своему усмотрению.

Грузовики, предназначенные для перевозки личного состава и не имеющие бронезащиты, необходимо укреплять дополнительно. Кабина водителя обкладывается мешками с песком как снаружи (от поражения огневыми средствами), так и на полу внутри (от подрыва на мине). Несмотря на определенную эффективность такой защиты, в Российской армии такие меры применяются редко.

Некоторые специалисты рекомендуют снимать боковые двери для предотвращения их заклинивания и ускорения выхода из машины. Дело в том, что сами двери легко пробиваются боеприпасами легкого стрелкового оружия и являются только иллюзией защиты. Стекла же создают риск ранения осколками.

В российских подразделениях принято на марше боковые стекла опускать и вывешивать на двери бронежилеты. Трудно сказать, какое из решений более оптимально, ведь подобная статистика не ведется. Однако представляется, что второе решение не менее рационально, особенно если учитывать, что водитель должен по возможности находиться в кабине до тех пор, пока транспортное средство способно к движению.

В конечном итоге все зависит от конкретной ситуации. Также не получило большого распространения снятие лобовых стекол во избежание поражения осколками.

Кузов, предназначенный для перевозки личного состава, также требует значительного укрепления. Во-первых, нужно убрать дуги, поддерживающие тент, и сам тент, так как он создает ложное ощущение безопасности и ограничивает обзор для бойцов. Кроме того, высадка пройдет быстрее и с меньшим риском, если будет идти по нескольким направлениям.

На пол кузова и вдоль бортов на всю их высоту укладываются мешки с песком, а чаще — бревна. Могут применяться также и листы металла. Задний борт фиксируется в откинутом состоянии для ускорения спешивания. На нем для стрельбы в направлении тыла может располагаться расчет пулемета или автоматического гранатомета.
Иногда противник устанавливает среди деревьев растяжки на определенной высоте.

Для предотвращения их срывания необходимо согнуть и закрепить высокие гибкие антенны. Если есть такая возможность, впереди колонны движется танк со специальным тралом, который подрывает мины нажимного действия. Естественно, это снижает скорость движения колонны. Если в ходе нападения какое-либо транспортное средство лишится возможности двигаться самостоятельно и будет препятствовать движению колонны, необходимо будет его отбуксировать в сторону. Для этого в составе колонны должны иметься буксирные тросы, цепи и шанцевый инструмент.

Подготовка личного состава

Весь личный состав, находящийся в колонне, должен быть обучен действиям по отражению нападения из засады и получать дополнительный инструктаж перед каждым выходом. При проведении различных колонн перед подразделениями могут ставиться разные задачи. Командир должен четко представлять, что должны делать его подчиненные при попадании в засаду.

Обычно колонна продолжает прорываться сквозь огонь противника, стремясь вырваться из огневого мешка. Часто колонна принимает бой (иногда вынужденно) и пытается уничтожить засаду собственными силами и вызванным подкреплением. Реже караван отступает. В большинстве случаев это происходит, когда под огнем оказывается только головная часть колонны либо головной дозор.

Если в составе конвоя находится особо важный груз или высокопоставленные персоны, командир принимает все меры к прорыву или отходу. Однако, несмотря на стремление вырваться из зоны обстрела, колонна может быть вынуждена остановиться. Например, вследствие невозможности дальнейшего движения. Поэтому даже при планировании прорыва аварийный план должен предусматривать вероятность навязанного позиционного боя. Кроме того, уничтожение противника всегда является желательным результатом. Если враг при нападении будет постоянно получать жестокий отпор, это не только уменьшит его силы, но и убедит, что в ответ на действие из засады неизбежно последует решительный и мощный контрудар. Поэтому командир планирует несколько вариантов развития ситуации и доводит до личного состава необходимую информацию.

Танк с противоминным тралом


Подготовка спецназа к выдвижению колонны
Чеченская республика

Обучение солдат действиям при попадании в засаду должно проходить постоянно. Неумелые действия подразделения, попавшего в хорошо организованную засаду, могут стать причиной полного уничтожения личного состава.

О тактике противодействия противнику будет сказано ниже. При обучении бойцов важно, чтобы солдаты и офицеры могли действовать грамотно даже без вышестоящих командиров в условиях внезапного и скоротечного боя. В ходе нападения командиры могут быть выведены из строя.

Связь может быть нарушена. Отдельные части колонны и подразделения могут быть разобщены и вынуждены действовать самостоятельно. Но в совокупности такие индивидуальные действия должны составлять единую тактику противодействия, которая постоянно отрабатывается подразделениями до автоматизма, в том числе и непосредственно в местах возможного нападения. 

Сначала занятия с личным составом проводятся по отделениям, взводам, а затем в составе всего подразделения. Сначала отрабатываются действия при следовании пешим порядком, затем — во время марша на различных транспортных средствах.

Также важно выработать навыки согласованных действий между разными подразделениями — штурмовыми, саперными, транспортными и прочими, задействованными в мероприятии. Если есть возможность, необходимо за день до выдвижения провести учебный выход для учений в зоне вероятного нападения. В любом случае перед маршем подразделения командир должен проинструктировать личный состав, как и по каким сигналам действовать. А также установить порядок и способ поддержания связи как внутри колонны, так и с другими подразделениями.

Мобильный резерв

На время движения колонны желательно выделять мобильный резерв, который будет находиться на базе (основной или промежуточной) в готовности немедленно прийти на помощь попавшей в засаду колонне. Он должен быть обеспечен средствами доставки, которые также находятся в состоянии немедленной готовности. Для этих подразделений (включая группу, проводящую переброску) очень важно знание местности, особенно прилегающей к маршруту движения колонны. Ведь высадка резервной группы чаще всего производится не на саму дорогу, а в тыл или во фланг засадной группе противника.

Даже если доставка мобильного резерва осуществляется наземным транспортом, который не имеет возможности совершить обходной маневр, высадка производится таким образом, чтобы группа могла нанести фланговый удар. Важнейшим условием эффективного введения в действие мобильного резерва является его готовность прийти на помощь в течение кратчайшего времени. Боевой опыт советских войск в Афганистане показывает, что появление сил поддержки (в основном вертолетов) позднее 20 минут с начала боя решающего значения не имело, поскольку основные потери к тому времени уже были понесены.

Наилучшим решением будет сопровождение колонны боевыми вертолетами. Они не только будут проводить разведку обстановки впереди колонны и по бокам от дороги, но и в любой момент смогут нанести удар по обнаруженной засадной группе противника. Боевая практика показывает, что враг вообще избегает нападений на колонны, идущие с вертолетной поддержкой. Однако не следует недооценивать опасности, которую представляют ПЗРК («Игла», «Стрела», «Стингер»).

Колонна может сопровождаться и транспортными вертолетами с мобильным резервом на борту. Иногда и командир колонны находится в вертолете. Вместе с ним может находиться и наводчик, который будет координировать огонь артиллерии, если, конечно, такая поддержка имеется.

Необходимо провести согласование с другими подразделениями, которые могут быть задействованы в предстоящей операции. Особенно авиацией, артиллерией и подразделениями, которые могут встретиться на марше. Важнейшими условиями эффективного и оперативного взаимодействия являются предварительное согласование и качественная связь.

Источник: http://www.spec-naz.org/preparation/takticheskaya_i_spetsialnaya_podgotovka/ambush/
Категория: Для общего развития | Добавил: Ferus (17.03.2013)
Просмотров: 928 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзья сайта
  • Команда Priboy
  • Каменск, Тацинская и Калитва
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Поиск

    Copyright MyCorp © 2024
    Хостинг от uCoz